Позвольте людям увидеть красоту и дружелюбность этого мира сквозь свой опыт

Утром, после скромного итальянского завтрака, мы отправились в Милан. Но! По пути посещаем неизвестный объект ЮНЕСКО, мало кто знает об этом городке, ни в одном путеводителе не написано 🙂 

     Креспи д’Адда (Crespi d’Adda

     Погода чудная, людей почти нет, воздух свежий, гуляли по городку 2 часа, а теперь немного подробнее.

 

 

     Началось все в 19 веке с покупки земли. Здесь предприниматель Бениньо Креспи задумал построить ткацкую фабрику и необходимую для рабочих инфраструктуру: многоквартирные дома, больницу, школу, театр, бани, церковь, кладбище и т.д. 
     Строительство под руководством архитектора Эрнесто Пировано и инженера Пьетро Брунати уже началось, но вернувшийся после учебы в Англии сын магната Сильвио, задумал поменять исходную идею. Прекрасно понимая, что чем лучше живется рабочему, тем выше производительность труда и тем меньше вероятность забастовок и социальных протестов, Сильвио решил вместо многоквартирных домов строить частные домики с отдельными садами, тем самым дав работникам лучшие условия. Этому он, кстати, научился в Англии, где ездил по многим фабрикам и наблюдал, как влияют хорошие условия жизни на труд человека.

     Почаще бы такие идеи приходили в голову нынешних руководителей. Прекрасный образец организации труда грамотными и дальновидными фабрикантами. И как правы оказались Креспи! В течение их 50-летнего управления фабрикой не было ни одной забастовки и беспорядков, что для Италии с их любовью к бастованию просто немыслимо. К тому же по Европе шла волна недовольства (в той же Англии к примеру), а тут был настоящий индустриальный рай. Надо сказать, что идея создания поселка для работников с их семьями не нова. Подобные поселения были и в Америке, и в Европе, но Креспи д’Адда был во многом уникальным. Судите сами – рабочие жили в двухэтажных домах с садами, управляющие радовались жизни в весьма живописных виллах, было все необходимое для достойного существования – театр, спортивный центр, прачечная, клуб для досуга, пожарная станция, библиотека, крытый бассейн с раздевалками и душевыми (кстати, с горячей водой), больницы, школа, ну и упомянутые церковь и кладбище. 

 

Одним словом, никто ни в чем не нуждался. От рождения до смерти работники были полностью обеспечены. Именно здесь впервые в истории Италии появилось электрическое освещение улиц, а в школе, в которой учились исключительно дети работников, вообще творились чудеса щедрости. 
     Производство оплачивало абсолютно все, начиная от канцелярии и учебников, и заканчивая питанием и зарплатами учителей. Особенно одаренных детей могли послать учиться дальше, подарив им «светлое будущее». Каково?? А это, напомним, рубеж 19-20 веков. 
     Можно ли представить что-то подобное? Настоящий социальный рай….город-утопия.

Кстати, Креспи обитали здесь же, в непосредственной близости к подчиненным. Их шикарный замок видно сразу. У них единственных имелась телефонная линия, соединяющая индустриальный замок с резиденцией Креспи в Милане. Кстати, сам красавец-замок располагается на одной прямой с церковью, и вроде как с вершины главной башни в открытые врата можно было увидеть алтарь. К сожалению, проверить это на деле невозможно. Замок не посещаем, окружающие его стены весьма унылы, а ворота как-то недоброжелательно закрыты.

     Кстати, семейство Креспи само по себе любопытно. Бениньо Креспи известен не только строительством Креспи д’Адда, он был еще весьма видным коллекционером. Имеющиеся у него работы великих мастеров живописи Рубенса, Тициана, Каналетто и прочих, благополучно разошлись по лучшим музеям мира. Сильвио Креспи итальянцы обязаны своими дорогами, ибо он выступил инициатором строительства первых автострад в солнечной Италии, а еще один представитель данного рода был совладельцем небезызвестной «Corriere della sera».
      Но что особенно приятно, архитектура промзоны заслуживает внимания. Это не какие-то серые непонятные здания, это настоящий архитектурный микс в стиле модерн и эклектики, с реверансом ренессансу и готике. Внешний облик замка это явный привет из Средневековья, церковь — это точная копия храма Девы Марии в Бусто-Арсицио (родной город Бениньо Креспи), созданный в эпоху Возрождения.

     А городское кладбище вообще отдает экзотикой. Нам очень понравилось, всё чётко, строгая симметрия во всём, порядок. А сам мавзолей! Это самый необычный объект в посёлке. Не подумайте только, что мы их любим. Но тут оно совсем чудное. Огромный мавзолей семьи Креспи виден еще издалека, и это сооружение, постепенно приближаясь, все больше давит своей монументальностью и вызывает уважение. 
Креспи были со своими работниками при жизни, но и после смерти они идут рука об руку.

Их пирамидальный мавзолей это внушительный символ единства владельцев фабрики и рабочих. Однако некий социальный иерархический строй есть и здесь. Захоронения простых рабочих в виде каменных крестов располагаются на ровном поле перед склепом, а вдоль стен кладбища тянутся могилы управляющих.

 

 

     Фабрика вообще больше напоминает дворец и если бы не высоченная труба, выдающая ее назначение, то угадать в этом сооружении индустриальное сердце поселка было бы невозможно.

     Как наверно, приятно было ходить на работу жителям Креспи д’Адда…и как красиво. Как же я восхищаюсь умением итальянцев создавать красоту, даже в таких рабочих условиях, где казалось бы не до эстетики. Ан нет, все должно быть прекрасно! Где еще кроме Италии возможно такое?

     Поразительная сохранность Креспи д’Адда обязана и своему географическому положению. Две окружающие его реки ограждали от ненужных влияний, а пройдя по мосту вдоль плотины, можно попасть уже в Миланский Треццо.

     Вообще, гуляя по Креспи д’Адда невольно возникает ощущение, что ты в 19-20 веке. Время здесь как будто остановилось или замедлило свой ход. Сюда нельзя заехать на машине, свое транспортное средство придется оставить на парковке перед въездом в город, а дальнейший путь проделывать на своих двоих. 
Возможно и поэтому здесь стойкое ощущение, что на дворе 19, ну в крайнем случае начало 20 века и отличная экология. И хотя фабрика пережила и упадок, а в 2004 году вообще закрылась, она все-равно осталась доминантой. В домиках (если так можно назвать двухэтажное жилое строение) по-прежнему живут потомки тех рабочих, что трудились на благо всего поселка. И их по праву можно назвать счастливыми людьми, ибо они жили в то время, когда работодатели заботились о своих подчиненных, и забота эта была почти отеческой.

В начале 90-х годов прошлого века появился проект, предусматривающий расширение промзоны и постройку новых зданий, однако местная культурная ассоциация была от этого не в восторге и, дабы защитить объект, подала заявку на внесение Креспи д’Адда в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 
5 декабря 1995 года поселок вместе с Неаполем, Сиеной и Феррарой пополнил данный список. Серьезное соседство, не правда ли? На сегодня Креспи д’Адда это один из самых современных объектов в списке мирового наследия, а комплексов такого типа и такой сохранности нет нигде в мире. 

И пусть промышленные здания это не самый популярный туристический объект, однако это не значит, что они не интересны. В Креспи есть возможность попасть лет эдак на сто в прошлое и хоть разочек побывать в городе-утопии, аналогов которому не существует.

После прогулки по городку мы пошли по указателям к какой — то гидростанции, но……

     Оказывается немного мы не дошли до гидроэлекростанции, возведённой самим Леонардо Да Винчи, но мы и не знали, что она там есть 🙂  Зато теперь будем знать

     А мы перемещаемся в Милан.

Источники: статья Марии Кутилиной на Wikitalia.
Креспи д’Адда
Метки:            

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.